Навигация

Популярные статьи
  • «Site Ok‎»: Ваш надежный партнер в продвижении и раскрутке сайтов

  • Авторские и переводные статьи

    Пресс-релизы

    Регистрация на сайте


    Опрос
    Какие телеканалы вы смотрите чаще?







    Дорога на Марс: Задачи и проблемы


    25 июля 2009 | Технологии / Мир / На русском языке | Добавил: Ольга Кравцова
    На фоне широкого празднования 40-летия первой высадки человека на Луну в NASA все чаще раздаются голоса в пользу отправки пилотируемой миссии к Марсу. Что же для этого сложнейшего проекта потребуется? «Сегодня мы видим пилотируемые миссии к Марсу одной из важнейших своих задач, - говорит исследователь Брет Дрейк (Bret Drake), - Получить возможность впервые ступить на другую планету будет одним из величайших достижений человечества и одним из главных свершений в его истории». Однако сложности, связанные с реализацией подобного проекта, лежат у самых границ доступного современным технологиям – а зачастую и за ними. Несмотря на это, NASA продолжает разработку миссии.

    Дорога до Марса должна занять около 180-ти дней. И для путешествия в настоящий момент рассматриваются два варианта кораблей – с ракетными двигателями, которые питает традиционное ракетное топливо, либо ядерная реакция (кстати, о возможностях ядерного ракетного двигателя (ЯРД) подробно мы рассказывали в статье «К Марсу на реакторе»).

    Разработка проектов ЯРД активно началась в 1960-1970-х гг. Суть такого двигателя выглядит простой и очевидной: струю перегретого газа создает в нем не экзотермическая химическая реакция, а ядерный распад. «Это весьма производительный двигатель, - поясняет Дрейк, - и, по нашему мнению, она безопасна, запуск ее не приводит к выбросу радиоактивных отходов – но, все-таки, это ядерная реакция». Что же до двигателя на химическом топливе, то здесь планируется использовать новую версию уже использующегося на шаттлах, работающего на смеси жидких кислорода и водорода. Технология эта многократно проверенная, однако совсем не так эффективная, как ЯРД.

    Кроме того, чтобы достичь самой поверхности Марса, требуется посадочный модуль с целым набором реактивных двигателей, которые обеспечат его управляемость, мягкую посадку, а впоследствии – и возвращение на орбиту, к основному кораблю. Скорее всего, эти двигатели будут работать на смеси жидкого водорода и метана. Тем более что, как замечает Дрейк, «кислород имеется в атмосфере Марса, в составе углекислого газа, так что его можно получить прямо на месте».

    Но еще прежде чем отправлять людей к Красной планете, туда отправится огромное количество полезного груза. Во-первых, это – лучший способ апробировать все решения и технологии на практике. Во-вторых, это позволяет подготовиться к разным неожиданностям. Дрейк поясняет: «Марсианская миссия совсем непохожа на лунную, откуда вы в любой момент можете отправиться домой и скоро оказаться тут. Люди, отправляясь к Марсу, отправляются в путешествие, которое продлится не один год». На Красную планету должен заранее отправиться жилой модуль. Возможно, заранее будут установлены и включены установки для выделения и хранения некоторых жизненно важных ресурсов – скажем, того же кислорода, а может быть, и воды.

    По последним расчетам экспертов NASA, для запуска пилотируемой миссии к Марсу в космос потребуется вывести вдвое больше массы, чем для МКС – около 800 тонн. Для этой цели планируется использовать самую тяжелую версию разрабатываемой ракеты Ares V, которая будет способна поднимать на низкую орбиту 188 т за раз. Добавим – если все пойдет нормально, поскольку разработка семейства носителей Ares сталкивается со столь большими трудностями, что многие специалисты сомневаются в будущем этого проекта (читайте: «Ракетные альтернативы»).

    По планам разработчиков пилотируемой миссии к Марсу, тяжелый носитель выведет на орбиту необходимые компоненты, которые в автоматическом режиме состыкуются, образовав корабль для межпланетного перелета. Команда прибудет к нему на более легкой ракете Ares I. Скорее всего, она будет состоять из 6-ти человек. «Именно столько различных специалистов требуется, - говорит Дрейк, - помимо командира, нужны ученый, инженер, врач, и каждый должен дублировать другого».

    Текущий проект миссии подразумевает, что на Красной планете они пробудут больше года – целых 500 дней. Поэтому жизненно важной становится полная автономность существования всей команды. Связь с Марсом из-за огромного расстояния осуществляется с задержкой, в среднем, 40 минут. А уж о возможности своевременной отправки дополнительных грузов, инструментов и запасов и вовсе лучше не думать. Команда должна, как улитка, «все свое носить с собой».

    Воздух и вода должны тщательно собираться и восстанавливаться для повторного употребления. В этом смысле неоценимую помощь разработчикам проекта оказывает опыт, который получают они в работе с МКС. «Впрочем, - добавляет Дрейк, - на Марсе хорошо хотя бы то, что в атмосфере есть углекислый газ. С его помощью мы сможем получить на месте и кислород, и воду». Что же до еды, ученые рассматривают возможности выращивания небольших питательных растений в удобных инкубаторах. Свежая пища – прекрасное подспорье не только для тела, но и для разума. Обычный, но настоящий помидор может всерьез улучшить психологическое состояние экипажа.

    А психология выступает в подобном полете едва ли не на первый план. Шестеро людей, запертых в тесном помещении на 2,5 года, могут буквально «съехать с катушек», и опасность этого недооценивать нельзя. В России, чтобы подробнее изучить все эти аспекты, проводится знаменитый и масштабный эксперимент «Марс-500», о котором мы рассказывали в заметке «Сложности имитации». Его результатами надеются воспользоваться и американцы.

    Еще одной серьезной опасностью является космическая радиация и солнечный ветер. Даже работающие на орбитальной станции космонавты неплохо защищены от этих воздействий магнитным полем нашей планеты. Путешественникам же на Марс на это рассчитывать не приходится. Это – пока что одна из основных проблем, которую предстоит решить разработчикам проекта, и для нее предлагаются самые разные решения (об одном из них читайте: «В магнитном коконе»).

    Со всеми этими большими планами и большими проблемами, неудивительно, что никаких твердых планов по отправке пилотируемой экспедиции на Марс официально пока не озвучено. Однако интерес к этому проекту огромен, и проявляет не только США, но и Китай, который сообщил о своем намерении заняться этим вопросом. Возможно, такая конкуренция только ускорит реализацию проекта – но Россия, увы, за столь масштабную задачу браться и не дерзает.

    Источник: popmech.ru
    Комментарии (0) | Распечатать | | Добавить в закладки:  

    Другие новости по теме:


     



    Телепрограммы для газет и сайтов.
    25-ть лет стабильной работы: телепрограммы, анонсы, сканворды, кроссворды, головоломки, гороскопы, подборки новостей и другие дополнительные материалы. Качественная работа с 1997 года. Разумная цена.

    Форум

    Фоторепортажи

    Авторская музыка

    Погода

    Афиша

    Кастинги и контакты ТВ шоу

    On-line TV

    Партнеры

    Друзья

    Реклама

    Статистика
    Главная страница  |  Регистрация  |  Добавить новость Copyright © 2002-2012 Все о ТВ и телекоммуникациях. Все права защищены.